Услуги клуба

Главная Статьи Русский Рукопашный Бой
Русский Рукопашный Бой Печать E-mail

Мы говорим о Русском Рукопашном Бое (РРБ) не как о чем-то неопределенном и аморфном, просто как составляющей части пестрого мира боевых искусств, практикуемых в России,а как о совершенно конкретном явлении, имеющем свое четкое содержание. Поэтому необходимо ясно определить понятие РРБ, вскрыть содержание, вкладываемое нами в это понятие, чтобы избежать путаницы, связанной с достаточно большим количеством направлений, к которым возможно применение терминов рукопашный бой и русский.

Рукопашный бой (РБ) как некая практическая дисциплина, наука, а на определенной стадии мастерства и искусство ведения рукопашной схватки – интереснейший феномен человеческой культуры. Сложность и многоплановость присущи ему так же, как и любому другому культурному явлению, поскольку сложен и многопланов сам человек, порождающий эти явления.  

Несомненно, РБ появился как следствие жизненной необходимости, поскольку люди порой склонны или вынуждены оказывать насилие над себе подобными и потому, казалось бы, преследует лишь утилитарные цели. Но значение его далеко не исчерпывается в своем содержании набором способов самозащиты и нападения. Будучи явлением культуры РБ охватывает все стороны человека как сложноорганизованного существа – чувствующего, переживающего, мыслящего, обладающего некоторым мировоззрением, ставящего себе какие-то цели и задачи. И если мы говорим об РБ как о некоторой практической дисциплине, то, как и во всем, что создается людьми сознательно, мы можем выделить в нем три составляющих взаимосвязанных аспекта. Мировоззренческий или духовный аспект. Он определяет позицию человека в мире, осознание им смысла своего бытия, жизненные ценности и цели. Этот аспект дает ответы на вопросы: кто есть враг, с которым ведется рукопашный бой, каково отношение к врагу, каковы цели по отношению к нему и какими способами они должны быть достигнуты.В зависимости от ответов на эти вопросы или, другими словами, в зависимости от мировоззренческой позиции, мы получим различные практические воплощения рукопашного боя.  Теоретический аспект. Это модели, использующие какие-либо языки описания, которые отражают реалии рукопашного боя. Очевидно, что эти модели являются частными случаями более общих моделей, описывающих человека во взаимодействии с окружающим миром. Практический аспект. Это основывающиеся на построенных моделях методики освоения РБ и их практическое воплощение. Мировоззренческий аспект является определяющим. Невозможно создать неких объективных моделей. Их содержание всегда будет обусловлено некими концептуальными установками, диктуемыми осознанной или неосознанной жизненной позицией. В зависимости от концептуальных установок РБ может отличаться не только по целям, задачам и способам их решения, но даже и в своем конечном звене – реализации конкретных физических движений.

Исторические условия и национальные особенности порождают множество форм рукопашного боя, но и характер концептуальных установок порождает их не меньше в пределах одного исторического периода у одного и того же народа. Поэтому прежде чем говорить о русском РБ, нужно определить, какие концептуальные основы мы связываем с самим понятием РБ. Концепция, а значит и содержание и форма РБ зависит от иерархических уровней человеческого существа и его целей, включенных в рассмотрение. Условно выделяя в человеке физическую (телесную), душевную и духовную сферы с присущими каждой сфере потребностями, мы можем в общих чертах представить и условные формы РБ, возникающие в зависимости от того, какие потребности ставятся во главу угла. Главная потребность физической сферы – выживание. При отсутствии развитой духовной культуры и культуры мышления РБ – это просто реализация животного инстинкта самосохранения. Собственно здесь не может быть речи об РБ как культурном явлении. Враг – недоразумение, которое подлежит уничтожению. Такому РБ будет присуща агрессивность, упор на физическое превосходство, устрашение врага. Напору и силе врага нужно противопоставить еще больший напор и силу. Поскольку данный иерархический уровень целей (выживание) присутствует в человеке, то и при развитой культуре мы видим его проявление в некоторых видах спорта, состязаниях на силу и т.п.


Душевная сфера порождает целую палитру интересов и потребностей. Одна из важнейших – самоутверждение перед себе подобными. При абсолютизации данной потребности для ее удовлетворения нужно доказать им свое превосходство. И РБ для этого может представлять вполне подходящий инструмент. Так появляется то, что принято называть спортивными единоборствами. Реального врага здесь нет. Вернее, он гипотетичен (поскольку в нем есть надобность, происходящая из потребности самоутверждения). Поэтому создается модель врага в виде противника по состязанию или партнера по тренировкам. Нереальность врага побуждает придумывать правила, гарантирующие безопасность. Победить нужно не любой ценой, а убедительно для самого противника и окружающих. Отсюда – стремление к зрелищности. Правила и элемент зрелищности создают стереотипы, как двигательные, так и психические, что ограничивает возможности данного вида рукопашного боя для решения задачи выживания. А сама цель самоутверждения подобным образом – следствие психологической незрелости, возможно нормальная для определенного возрастного периода, но не являющаяся конструктивной ни в личном, ни в общественном смысле кроме как социально безопасный способ сублимации собственной агрессивности. Теория, сопутствующая такому рукопашному боя, также будет испытывать ограничения, исходящие от изначальной цели, суживая представления о человеке и мире, представляя собой скорее профанацию имеющихся научных и культурных достижений.

 

Задайте интересующий вас вопрос или оставьте заявку

«Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, я даю согласие на обработку персональных данных»
×
 
×
 
×